07:23
22 Февраль 2018
Курсы валют
Курс доллара: 319.88
Курс евро: 394.41
Курс рубля: 5.65
Курс юань: 50.42

В Талдыкоргане водители автобусов пожаловались на задержку заработной платы

В Талдыкоргане водители автобусов пожаловались на задержку заработной платы

Водители автобазы ТОО «Жан-Ел» просят помощи в выплате им заработной платы, которую руководство ТОО «Жан — Ел» задерживает с июня 2017 года, сообщает 7sunews.kz

Конечная остановка – «Жан-Ел»

Копилка журналистских расследований «Диалога» пополнилась новым делом, начатым после обращения в редакцию инициативной группы водителей автобазы ТОО «Жан-Ел» с просьбой о помощи в выплате им заработной платы. Отчаявшись получить законные деньги, расчет по которым руководство ТОО задерживает с июня 2017 года, эти люди доверились газете, чтобы совместными усилиями восстановить справедливость.

Из рассказа наших собеседников на сегодняшний день ситуация у них обстоит плачевно. Как пояснили нам водители, каждодневный выезд по маршруту обязывает их «собирать» план, который с увеличением цены на проезд в Талдыкоргане с 1 января 2018г. в процентном соотношении возрос на 30%. И чем востребованнее маршрут, тем выше ежедневный план. То, что остается после его сдачи – и есть небольшой заработок, на который они и содержат свои семьи. Учитывая рост тарифов на коммунальные услуги, цены на продукты питания и предметы первой необходимости, а также количество пассажиров с проездными билетами и число бесплатнопровозимых пенсионеров за 70, думаю, что комментарии здесь излишни.

Справедливости ради и для полноты картины читателю стоит узнать «изнанку» работы водителя общественного транспорта, ежедневно обслуживающего жителей нашего городка. Рабочий день шофера начинается с раннего утра в половине пятого, а заканчивается в десять вечера. При этом смену водитель отрабатывает полностью сам, без напарника. И так каждый день. Скромное убранство автобусов, состоящее из шторок на окнах и чехлов на сидениях, а также последующий уход за ними – стирка и глажка – производится силами и средствами тех же водителей. К слову, раньше в автобазе действовали собственные прачечная и швейный цех. Теперь же из перечисленных благ цивилизации на автобазе осталась лишь действующая мойка.

Трудоустройство

Трудоустройство желающих крутить баранку автобуса начинается с подписания договора, но на руки второй экземпляр им не выдается. «Мы просто расписались в них и обратно сдали. Работа отнимает много времени, поэтому на изучение договора практически времени у нас не было. Года три назад в договор вносились какие-то изменения, нам также дали в них расписаться и забрали обратно», – пояснили мужчины.

«Недовоз» и «инновации»

У каждого «маршрута» имеется свой «тарифный план». И если он бывает разным, то «недовоз» — невыполнение плана, здесь фиксируется одинаково, через ведомость. В отличии от коллег «по рулю» из кампании «ТрансТал», которым с начала года их руководство дало неделю работы по старым тарифам, от водителей «Жан-Ел» дирекция потребовала беспрекословного выполнения нового плана с первых дней января. Не многие выдерживают такого прессинга – уходят в другие кампании-перевозчики. В основном, это новички. Опытные же «старожилы» остаются.

А недавно директором автопарка была введена «инновация» – посчитав количество «недовозов» каждого водителя за полгода сознательной невыплаты заработной платы своим работникам, он ими же, «недовозами», и расплачивается! «Приходишь, просто расписываешься. Высчитывают за полгода, а дают за один месяц. Вот за июль месяц еще не все получили зарплату. А некоторые даже за июнь! Когда подают ведомость, то по ней смотрят количество «недовозов». К примеру, зарплата 30 тысяч, а сумма «недовоза» 31 тысяча, так ты еще и должен остаешься», – вздыхают водители, не переставая нас шокировать количеством нарушений трудового законодательства в отношении своих прав.

Расход топлива не зависит от сезона

По всей видимости, администрация «Жан-Ел» не проводит мониторинг для планирования потребностей водителей в обеспечении автобусов нефтепродуктами в разное время года, т.к., со слов активистов, встретившихся с «Диалогом», руководящее звено автопарка оплачивает топливные ресурсы водителям по одинаковой шкале зимой и летом. В учет, почему-то, не берется зимний прогрев двигателя, а также ожидание пассажиров на стоянках, которые в холода вынуждают шофера не глушить мотор. «Зимой нам приходится докупать топливо из собственных средств», — осведомили нас мужчины.

«Копеечная» зарплата

Проблема с выплатой жалования не возникла сама по себе за один день. Этому, на взгляд инициативной группы водителей, в некоторой степени, поспособствовала и смена руководства. Как утверждают «ходоки из базы», в бытность директором автопарка Мельничук Петра Васильевича, примерно с 2015 года, по примеру руководства «ТрансТал», водителям «Жан-Ел» тоже начали выплачивать заработную плату (30-35 тыс. тенге.), и никто из шоферов не жаловался на ее задержку. И это учитывая количество маршрутов и штат, а здесь работает примерно 140 человек водителей, 3 механика, начальник колонны и другие. ТОО «Жан-Ел» считается самой крупной кампанией среди остальных пассажироперевозчиков.

Теперь же новое руководство «кормит» своих сотрудников лишь обещаниями вроде «подождите, потерпите, времена тяжелые», мотивируя свой отказ тратами на закуп автозапчастей для ремонта автобусов и, соответственно, погашений задолженностей по кредиту, всякий раз обнадеживая водителей тем, что «как поднимется тариф на проезд до 80 тенге, сразу же начнем выплачивать зарплату».

Имеющийся в штате юрист, к сожалению водителей, разрешить проблему с выплатой их жалования не может – он ведь и сам получает ее от того же руководителя. А, значит, против работодателя не пойдет.

С увеличением цены на проезд в автобусе закономерным считается и повышение заработной платы. Однако, она у водителей осталась прежней. «Зарплату зачастую выдавали мелочью номиналом в 5-10-20 тенге. Не на карточку, ни через банк, а именно той же наличностью, которую мы получаем от пассажиров», – констатировал факты один из наших собеседников. А случай с публикацией ведомости по зарплате в СМИ, которая ежемесячно вывешивалась на дверях, и вовсе лишил возможности водителей лицезреть сумму начисленного оклада – список просто перестали вывешивать.

Недовольства пассажиров

Часто жалобы пассажиров в адрес водителей общественного транспорта очевидны и обоснованны. Когда один из шоферов курит за рулем, другой устраивает автогонки со своими коллегами других маршрутов, третий, демонстрируя свое бескультурье, по-хамски разговаривает с пользователями автобусов. Но нередко водителям приходится выслушивать неоправданные обвинения пассажиров в свой адрес, которые, в принципе, должны быть предоставлены ушам дирекции автопарков. К числу подобных упреков относится, к примеру, повышение оплаты за проезд. «Поверьте, с увеличением проездного тарифа в нашем парке ничего не поменялось. Вырос только ежедневный план», — констатировали работники общественного транспорта.

Эпилог

После беседы с водителями вопросов у редакции накопилось достаточно, чтобы изложить в официальных письмах «Управлению по инспекции труда» о фактах многочисленных нарушений трудового законодательства в отношении водителей автопарка ТОО «Жан-Ел». Думаю, что на некоторые из них, в том числе и по вопросу пенсионных отчислений своим работникам, придется ответить нынешнему руководителю автобазы Тлеубаеву Болату Абдигалимовичу. Если ему удается претворять в жизнь «псевдоинновации» и «кормить» обещаниями водителей, то, надеемся, что на наши запросы он все же сможет дать объективные и честные ответы, которые, пусть отчасти, но наведут порядок в автопарке.

Источник: ОИГ «Диалог — Жетысу» Гульмира Темиргалиева, Евгения Присяжная

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *